Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Подготовка к школе (6 - 7 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ п/п
Раздел программы
Раздел 1. Целевой
1.1
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации дополнительной программы
Принципы формирования дополнительной программы
Значимые для разработки и реализации дополнительной программы
возрастные и индивидуальные особенности
1.2
Планируемые результаты освоения программы
Раздел 2. Содержательный
2.1
Содержание дополнительной образовательной программы
2.2
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
2.3
Способы поддержки детской инициативы
2.4
Взаимодействие с семьями
2.5
Взаимодействие с социумом
Раздел 3. Организационный
3.1
Комплексно-тематический план работы
3.2
Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической
диагностики
3.3
Описание материально-технического обеспечения программы
Список литературы

2

3
4
4
5
6
7
8
8
8
8
9
12
13
14

Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как
именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего
развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального
раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать
условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать
любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей
жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом
собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы,
научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку
переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях
школьного обучения.
Актуальность и целесообразность создания данной образовательной
программы.
Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и
школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической
готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Новизна программы
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при
помощи игровых приёмов на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка
к письму. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние
повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как
интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности
объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и
физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной,
изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных
темпераментов на максимуме.
Программа кружка предназначена для развития и обучения детей седьмого года
жизни и представлена направлением: «Формирование элементарных математических
представлений и логики», составленное на основе программы «От рождения до школы» и
пособий: Помораева И.А., Позина В. «Формирование элементарных математических
представлений».
В программе кружка учтены требования ФГОС ДО к структуре Программы,
условиям ее реализации и результатам освоения Программы.
Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие,
формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для
адаптации к успешному обучению в школе.
Программа кружка составлена с учетом следующих нормативных документов:
1 Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской
Федерации" с изменениями от 8 декабря 2020 года;
2 ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки
России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года;
3 Правила
оказания
платных
образовательных
услуг,
утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг» от 15.09.2020 г. №1441;
4 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
3

2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»,
5 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
общеобразовательным программам дошкольного образования от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»
Цель программы:
Обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе у будущего
школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств
личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в
учебе и положительное отношение к школе.
Задачи программы:
1. Организовать процесс обучения, воспитания и развития на этапе предшкольного
образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
2. Отбирать содержание образования детей на ступени предшкольного образования,
которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития.
3. Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе,
желание учиться.
4. Формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для
благополучной адаптации к школе.
5. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным
образованием.
6. Углубление умений и навыков, необходимых для занятий в начальной школе, развитие
у детей творческого воображения, памяти, речи, логического мышления.
Данная программа формируется на основе следующей системы дидактических
принципов:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного
возраста; уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов (принцип психологической комфортности);
- доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
- систематичность и последовательность в проведении коррекционно-развивающей
работы;
- новое знание вводится через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип
деятельности);
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого
ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого
критерия (принцип вариативности).
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается
произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы
словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и
рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными
признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей
группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой
информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится
4

произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения
достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к математическим отношениям.
Ведущей идеей направления программы является развитие познавательного
интереса к математике через ознакомление детей с различными областями
математической действительности.
Одна из важнейших задач программы – развитие мелкой моторики рук и высших
корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие,
воображение, наблюдательность).
Результативностью работы является мониторинг освоения детьми содержания
дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма проведения занятий – очная, подгрупповая.
Содержание дополнительной программы разработано таким образом, чтобы осуществлять
преемственность между программами дошкольного образования и начального звена
школы.
Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей
воспитанников. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся в игровой и
занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить
качество обучения и ограничить нагрузку на детей.
Важнейшей особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста
является повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению нравственных норм и
правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами
систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребёнка возникает
состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и
высокая обучаемость проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой.
Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его
желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата по
содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей картиной
окружающего мира, а это естественно, т.к. дети хотят знать больше о том, с чем
ежедневно встречаются в жизни.
Методы обучения, применяемые на занятиях кружка, многогранны. Они
направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к
пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального
тонуса в процессе обучения – это необходимое условие для получения знаний, т.к.
пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что заставляет их
думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы,
выявлять закономерности.
Программа кружка затрагивает такие образовательные области по ФГОС: познавательное
развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т.п.), социально-коммуникативное
развитие (общение с педагогом и со сверстниками, умение работать в группе, умение
помогать и просить помощи, слушать, слышать своих товарищей педагога).
Продолжительность реализации программы – 9 месяцев (с сентября по май
включительно), что составляет 36 занятия, по 1 занятию в неделю, продолжительностью
30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня по вторникам.
Кружок «Подготовка к школе» проводится с детьми, зачисленными на основании
заявления родителей (законных представителей).
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
По направлению «ФЭМП и логики» к концу учебного года ребенок должен уметь:
- считать по образцу и названному числу в пределах 20;
- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 10;
5

-пользоваться математическими знаками: +, --, =, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических
знаков, цифр;
-соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- знать геометрические фигуры;
-рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения
предметов из геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
-располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине,
высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2-4 и более частей. Понимать, что часть меньше целого, а целое
больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание дополнительной программы
Программа «Подготовка к школе» предусматривает следующие формы организации:
фронтальное (подгрупповое) занятие – 1 раз в неделю, индивидуальная работа.
Структура занятий по подготовке детей к школе состоит из следующих элементов:
1. Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики.
Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки
необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой
моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.
Задачи развития:
1) научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги;
2) подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев;
3) научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на столе
во время письма, умению держать шариковую ручку;
4) научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева
направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями;
5) познакомить с основными правилами штриховки:
2. Развитие логического мышления, формирование элементарных математических
представлений.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки
форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен
принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего
в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и
особенностей математики.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три
основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства
чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в
окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в
6

пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и
др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале
двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия,
воображения, памяти, мышления у детей.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в
качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод
моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом
ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать
математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с
предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем, с
другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со
счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной
основой и др.
Задачи развития
1) формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
2) формирование приемов умственных действий (умение выделять свойства предметов,
умение сравнивать между собой предметы, обобщать предметы по некоторому признаку,
выделять в предметах части и целое, различать примеры истинных и ложных
высказываний);
3) упражнение в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества
отдельных его частей;
4) развитие умения разрешать проблемные ситуации, игровые задачи, самостоятельно их
формулировать, при решении задач пользоваться знаками;
5) закрепление представлений об известных геометрических фигурах и некоторых их
свойствах;
6) закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев года.
7) развитие умения обдумывать и планировать действия, прогнозировать промежуточные
цели, осуществлять решение, строго подчиняться заданным правилам;
8) развитие умения обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения;
9) увеличение объема внимания и памяти;
10) развитие творческих способностей;
Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые
игры, прописывание узоров, цифр в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие
познавательных процессов.
В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания –
рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и
отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг
друга.
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Основная форма организации работы – игровая, т.к. именно в игре развиваются
творческие способности личности.
При реализации данной дополнительной образовательной программы применяются:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
-наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов,
графических схем),
- показ мультимедийных материалов.
Приемы взаимодействия взрослого и ребёнка: введение игрового персонажа, подвижные
игры, моделирование, занимательные упражнения, графические игры, игры на развитие
внимания, памяти.
7

Используется разнообразный дидактический материал: наборное полотно и карточки с
цифрами), магнитная доска, предметные картинки для составления задач, рабочие тетради
и др.
2.3. Способы поддержки детской инициативы
В группе созданы условия для мотивации детей к учебной деятельности:
- тематический уголок «Математический центр»;
- Лэпбук «Ориентировка в пространстве»;
- обучающие настольные игры.
2.4. Взаимодействие с семьями
Форма работы
Родительское собрание с целью выявления будущих первоклассников
Консультации: «Что такое психологическая готовность к школьному обучению»,
«Функциональная готовность к обучению в школе», «Режим дня будущего
первоклассника», «Специальная готовность к обучению в школе», «Мой ребенок - левша»,
« С какими трудностями может столкнуться ребенок в школе», «Игры для подготовки
детей к школе».
Родительское собрание «На пороге школы» с приглашением учителя начальных классов
2.5. Взаимодействие с социумом
Мероприятие
Родительское собрание с приглашением учителя начальных классов.
Посещение школы.
Раздел 3. Организационный
3.1. Комплексно-тематический план работы
№
Задачи
Материал и задания
Сентябрь
1 Закрепить знания счета до 10, состава числа из двух
Графич.диктант № 27 «Ель»
меньших.
Состав числа
Развивать графические навыки, ориентировку на бумаге в Цифра 0
клетку.
2 Формировать умение придумывать задачи по рисункам,
Графич.диктант № 28 «Ротбот»
решать их с опорой на наглядный материал.
Состав числа
Закрепить знания о составе числа из двух меньших,
Закономерности
умение решать закономерности.
Развивать графические навыки.
3 Формировать умение придумывать задачи по рисункам,
Графич.диктант № 29 «Груша»
решать их с опорой на наглядный материал.
Догадайся
Развивать умение решать закономерности.
Закономерности
Развивать графические навыки.
4 Формировать умение решать простые примеры без опоры
Графич.диктант № 30 «Утка»
на наглядность.
Из каких фигур
Закрепить знания геометрических фигур, развивать
лабиринт
логическое мышление, графические навыки.
Октябрь
5 Формировать умение решать простые примеры без опоры
Графич.диктант № 31 «Конь»
на наглядность.
Сделай по образцу
Развивать умение сравнивать, графические навыки.
Найди отличия
6 Формировать умение решать простые примеры без опоры
Графич.диктант № 32 «Курица»
на наглядность.
Закономерности
8

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Развивать умение сравнивать, решать закономерности,
графические навыки.
Формировать умение решать простые примеры без опоры
на наглядность.
Развивать умение преобразовывать равенства в
неравенства.
Развивать умение решать закономерности, графические
навыки.
Закрепить умение использовать знаки «больше»,
«меньше», «равно» при сравнении групп предметов.
Развивать умение решать примеры с опорой на
наглядность.
Развивать графические навыки.
Ноябрь
Развивать умение решать простые примеры без опоры на
наглядность.
Совершенствовать знания о составе числа из двух
меньших.
Развивать графические навыки.
Развивать умение решать простые примеры без опоры на
наглядность.
Развивать умение составлять целое из частей, решать
закономерности.
Развивать графические навыки.
Развивать умение решать простые примеры без опоры на
наглядность.
Закрепить умение использовать знаки «больше»,
«меньше», «равно» при сравнении чисел.
Развивать графические навыки, внимание.
Формировать умение придумывать задачи по рисункам,
решать их с опорой на наглядный материал.
Закрепить знания о составе числа из двух меньших,
умение решать закономерности.
Закрепить знания о геометрических фигурах.
Развивать графические навыки.
Декабрь
Формировать умение придумывать задачи по рисункам,
решать их с опорой на наглядный материал.
Закрепить знания «соседей» числа.
Развивать мышление, графические навыки.
Развивать умение решать простые примеры и задачи.
Развивать умение составлять целое из частей, решать
закономерности.
Развивать графические навыки.
Формировать умение решать простые задачи с опорой на
наглядность.
Развивать умение преобразовывать равенства в
неравенства.
Развивать умение решать закономерности, графические
навыки.
Развивать умение решать простые примеры без опоры на
9

Угадай-ка
Графич.диктант № 33 «Олень»
Закономерности
Посчитай и соедини

Графич.диктант № 34 «Зонт»
Посчитай и соедини
Закономерности и количество

Графич.диктант № 35 «Белочка»
Состав числа
Увеличь и уменьши
Графич.диктант № 36 «Кот»
Закономерности
Часть и целое
Графич.диктант № 37 «Цапля»
Сравни
Путаница
Графич.диктант № 38 «Кенгуру»
Закономерности
Из каких фигур

Графич.диктант № 39 «Страус»
Впиши цифры
Какие предметы спрятались
Графич.диктант № 40 «Слон»
Сложи фигуры
Расшифруй письмо
Графич.диктант № 41 «Гиппопотам»
Раздели фигуры
Помоги бабочке

Графич.диктант № 42 «Крокодил»

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

наглядность.
Закрепить знания о геометрических фигурах.
Развивать графические навыки.
Январь
Развивать умение решать простые примеры и задачи.
Развивать умение решать закономерности.
Развивать внимание, графические навыки.
Развивать умение решать простые примеры и задачи.
Развивать умение сравнивать, логическое мышление.
Совершенствовать графические навыки.
Развивать умение решать простые примеры.
Закрепить знания о составе числа из двух меньших,
умение решать закономерности.
Упражнять в знаниях «соседей» числа.
Совершенствовать графические навыки.
Формировать умение решать простые примеры с опорой
на наглядность.
Закрепить знания последовательности чисел в
натуральном ряду.
Совершенствовать графические навыки.
Февраль
Развивать умение решать простые примеры.
Закрепить знания о составе числа из двух меньших,
умение решать закономерности.
Совершенствовать графические навыки.
Развивать умение решать простые примеры.
Закреплять знания геометрических фигур.
Совершенствовать графические навыки.
Развивать умение решать простые примеры.
Закрепить знания о составе числа из двух меньших,
умение решать закономерности.
Совершенствовать графические навыки.
Развивать умение решать простые примеры.
Закрепить знания последовательности чисел в
натуральном ряду.
Совершенствовать графические навыки.
Март
Развивать умение решать простые примеры, логические
задачи, закономерности.
Совершенствовать графические навыки, умение
ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Закрепить знание знаков «+» и «-», умение решать
простые задачи, закономерности.
Совершенствовать графические навыки, умение
ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивать умение решать простые примеры и задачи.
Совершенствовать графические навыки, умение
ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Познакомить со способами измерения линейкой длины
отрезка.
10

Из каких фигур
Соедини по порядку
Графич.диктант № 43 «Самовар»
Закономерности
лабиринт
Матем.предст. с.18
Графич.диктант № 44 «Верблюд»
Найди дорожку для чисел
У кого нет пары
Графич.диктант № 45 «Рыба»
Положи грибок в корзину
Впиши цифры
Графич.диктант № 46 «Попугай»
Соедини по порядку
Выполни действие

Графич.диктант № 47 «Лебедь»
Реши примеры
Лабиринт
Графич.диктант № 48 «Бабочка»
Из каких фигур
Напиши номер дома
Графич.диктант № 49 «Верблюд»
Закономерности
Найди ответ
Графич.диктант № 50 «Лошадь»
Раскрась бусы

Графич.диктант № 51 «Летящая
утка»
Закономерности
Расшифруй слово
Графич.диктант № 52 «Белка»
Закономерности
Расставь фигуры
Графич.диктант «Черепаха»
Найди ответ
Составь задачу
Графич.диктант «Ключик»
Закономерности

29

30

31

32

33

34

35

36

Развивать умение решать логические задачи,
закономерности.
Совершенствовать графические навыки.
Апрель
Развивать умение решать простые примеры,
закономерности.
Закрепить знания последовательности чисел в
натуральном ряду.
Совершенствовать графические навыки, умение
ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Совершенствовать знания о составе числа из двух
меньших, умение решать простые примеры, находить
закономерности.
Совершенствовать графические навыки, умение
ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Совершенствовать знания о составе числа из двух
меньших, умение решать простые примеры, находить
закономерности.
Закреплять знания геометрических фигур.
Совершенствовать умение решать простые примеры,
находить закономерности.
Развивать умения измерения.
Май
Совершенствовать умение решать простые задачи,
находить закономерности.
Закрепить знания геометрических фигур.
Развивать логическое мышление, внимание.
Совершенствовать умение решать простые задачи,
находить закономерности.
Закрепить знания геометрических фигур.
Развивать логическое мышление, внимание.
Совершенствовать умение решать примеры без опоры на
наглядность,
Совершенствовать навыки штриховки.
Развивать внимание, логическое мышление,
сообразительность.
Совершенствовать умение решать примеры без опоры на
наглядность,
Совершенствовать навыки штриховки.
Развивать внимание, логическое мышление,
сообразительность.

Лабиринт

Графич.диктант «Змейка»
Найди ответ
Машины в гараж

Графич.диктант
Найди домик
Обведи ответ
Нарисуй четвертую
Решу цепочку
Сосчитай фигуры
Помоги ежику
Помоги рыбкам
Сосчитай фигуры
Расставь фигуры
Сосчитай фигуры
Таблица фигур
Расставь фигуры
Сосчитай фигуры
Таблица фигур
Раскрась замок
Ответь на вопросы

Раскрась замок
Ответь на вопросы

3.2.
Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической
диагностики
Цель диагностики: выявление и уровня развития математических представлений ребенка
(начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия),
изучение личностно- социального поведения.
Методы диагностики: диагностика уровня развития математических способностей с
использованием диагностических игровых заданий; диагностика личностно-социальных
11

проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального
поведения с использованием метода наблюдения.
Результаты работы можно увидеть с помощью диагностических методик Е. В.
Колесниковой «Диагностика математических способностей для детей 6-7 лет». Задания,
предложенные в методиках, предназначены детям 6-7 лет для диагностики их готовности
перед поступлением в школу. Диагностические задания позволят оценить подготовку
ребенка к школе, своевременно определить области, в которых он испытывает
затруднения, и оказать ему необходимую помощь.
1. Количество и счет
1. Умение считать в пределах 20 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе
составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 10
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5
2. Величина
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в
возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее короче и т.д.)
3. Форма
6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
4. Ориентировка во времени
7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их
последовательность.
5. Ориентировка в пространстве
8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад,
вверх, вниз).
9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от
неживого объекта.
6. Решение арифметических задач
10. Умение решать простые и сложные задачи.
11. Решать задачи в уме.
12. Записывать соответствующее математическое выражение.
13. Переводить сюжетную ситуацию в условно – схематическую модель.
7. Умозаключения
8. Развитие графических навыков, моторики
14. Умение ориентироваться в тетради в клетку и в линейку,
15. Рисовать в них несложные элементы
Оценка результатов:
1 балл – ребёнок не ответил
2
балла
–
ребёнок
ответил
с
помощью
воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Оценка результатов
Решение арифметических задач
Форма
Величина
Количество и счет
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Умозаключения
Развитие графических навыков, моторики
Высокий уровень
12

9-12
4-6
7-9
9 - 12
7-9
7-9
9 - 12
4-6
Средний уровень
6-9
3-4
5-7
6-9
5-7
5-7
6-9
3-4
Низкий уровень
4-6
1-3
3-5
4-6
3-5
3-5
4-6
1-3
Подсчёт результатов:
23 – 38 баллов – низкий уровень
39 – 55 – средний уровень
56 – 75 – высокий уровень
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

3.3. Описание материально-технического обеспечения программы
Наименование
Количество
Магнитная доска
1
Дидактические настольные игры
5
Учебное пособие по математике
1
Предметные картинки
По каждой теме
Раздаточный и счетный материал
На каждого ребенка
Тетради в клетку
На каждого ребенка
Геометрические фигуры и тела
1
Сюжетные картинки с изображением частей суток и На каждого ребенка
времён года
Счетные палочки
На каждого ребенка
Набор цифр от 1 до 20
На каждого ребенка

13

Методической базой для определения содержания воспитательно-образовательного
процесса явились следующие программы и пособия:
- Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к школе» М..
Школьная Пресса. 2010;
- Колесникова Е.В. «Я считаю до 10» Изд-во «Сфера».2019;
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для
подготовки к школе. Москва. Издательство Рост. 2011;
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических
представлений.- М.: Мозаика-Синтез, 2018;
- Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников. Москва. Национальный книжный центр. 2014;
- Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011г.;
- Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО
«Издательство АСТ», 2013;.
- Серия «Папка дошкольника»: Вычитаем и складываем. Счёт до 20. Знакомимся со
временем. ООО ВК «Дакота» 2012.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».